Здесь мы ответим на самые часто возникающие вопросы и интересующие всех темы. Почему в группах занимаются дети разных возрастов? Это характерная особенность Монтессори-метода, и у такой организации много плюсов. Малыши наблюдают и быстро учатся у старших, старшие заботятся о малышах, пробуют брать ответственность, становятся уверенными в себе. Так за два-три года ребенок пробует разные роли и неплохо продвигается в умении общаться. Некоторые переживают: не вредит ли это педагогическому процессу? В реальности у деток одного возраста интересы часто разнятся, и кто-то хорошо умеет одно, кто-то – другое. В Монтессори-группе, где каждый ребенок может выбрать себе интересную работу, такие различия действительно получается учесть. Особенные детки В наших группах и в школе учатся детки с особенностями развития. Конечно, им помогают тьюторы и специалист-дефектолог. Но самое важное для них – бывать в среде, где к ним не относятся как к заведомо неполноценным. Они видят «обычных» детей, учатся с ними общаться, неосознанно стремятся походить на них. Остальные ребята знакомятся с такими детками, наблюдают за их маленькими победами, и становятся терпимее и тактичнее по отношению и к ним, и к друг другу, понимая, что у каждого есть свои особенности. Как ребенок подготовится к школе, если будет делать только то, что хочет? Все выпускники сада умеют долго слушать, сосредотачиваться на работе, и, конечно, читать, писать и считать. Если ваш ребёнок любит, например, динозавров, в садике он сможет считать динозавров, читать о динозаврах, писать про динозавров. В старших группах у детей есть тетради, по которым можно узнать, чем именно занимается ребёнок. Ребятки 5-6 лет учатся планировать своё время – за день они обязательно поработают с чем-то из области русского, математики или окружающего мира. В садике достаточно коллективных занятий, на которых ребята научатся работать вместе с остальными. В Монтессори-группе ребёнок лишь на первый взгляд делает то, что хочет. Он сталкивается со многими ограничениями – в группе есть другие дети, а у них – свои желания. Чтобы все были довольны, приходится договариваться. Так в группе появляются правила, основная идея которых – не помешать другому. Скука в монтессори-группе На днях подошла обеспокоенная мама 5-летнего мальчика: «Сын вчера сказал, что ему скучно в саду. Он всё уже попробовал, и заняться больше нечем». Как ни странно, скука – важное переживание. Познанием человека, в том числе ребёнка, движет в первую очередь любопытство. Статья «Удивительная правда о советских женщинах» привлечёт наше внимание сильнее, чем «Особенности внутренней политики СССР», а ребёнка заинтересует в первую очередь новая и замысловатая игрушка. Монтессори-материал использует эту особенность – и ребёнку, и взрослому хочется потрогать, разобраться, в чём его смысл. Дети, привыкшие опираться на любопытство, поработают чуть-чуть с каждым материалом и начнут скучать по новым впечатлениям. Но поверхностное знакомство, полученное таким образом, нельзя назвать полноценным знанием. Только когда ребёнок занимается с одним материалом снова и снова, он наблюдает, ищет закономерности, задаёт себе вопросы. Все в жизни сталкиваются с одними и теми же явлениями, но открытия совершают те, кто начинает задумываться о природе этих обычных вещей. Поэтому скучающий ребёнок - не повод бросаться искать что-нибудь новенькое, это причина научить углубляться в суть вещей. По-другому скучает ребёнок, умеющий занимать себя сам. Ещё вчера жизнь бурлила, а сегодня он слоняется без цели.Кажется, что все книги перечитаны, игры переиграны. Пустота пугает, хочется её заполнить, но это свободное пространство нужно, чтобы появилось нечто новое. Стоит дать время скуке, и новые идеи не заставят себя ждать. Особенно важно хорошо поскучать перед школой. Родители стараются использовать время эффективно, чтобы обеспечить ребёнку запас знаний, однако у уставшего от постоянных занятий первоклассника не будет сил и интереса к школьным урокам. Скука - нормальное человеческое переживание, часто плодотворное. Главная задача родителя - не избавить от скуки, а научить с ней справляться и уважать право ребёнка поскучать.
|